Завод ЛиАЗ – основной отечественный производитель городских автобусов большой вместимости. Во времена СССР он процветал, но в 90-е годы дела были хуже некуда, в 1996 году конвейеры окончательно остановились, а еще через год предприятие признали банкротом. Самое интересное, что с этих смутных лет начинается история создания троллейбусов «ЛиАЗ».
Смута 90-х годов
Уже в 1994 году ЛиАЗ был «при смерти». Сотрудники разбегались, на конвейерах застыли полусобранные автобусы без моторов. В это время коллектив подразделения НТЦ в полном составе ушел с предприятия и решил строить «свой» автобус. Люди взяли в аренду пустующий цех, разработали модель под названием «Альтерна» и приступили к ее сборке.
В силу скудных технических возможностей энтузиастов машина стала своеобразным аналогом Франкенштейна. Передний мост – от родного в прошлом «ЛиАЗа», задний – от грузового «ЗиЛа», рулевое управление – от грузового «МАЗа», рессорная подвеска, двигатели – «ЯМЗ» или «КаМАЗ». Практически полное отсутствие гнутых деталей кузова (не было оборудования), ручная антикоррозионная обработка и окраска.
Раньше в этом же корпусе делали вот такие автобусы Альтерна — невероятно примитивные |
Коллектив «Альтерны» успел подготовить к выпуску 30 машин, еще около полусотни собрали в разных городах России, а уже в 1995 году все было закончено в традициях лихих 90-х. Какое отношение эти события имели к троллейбусам «ЛиАЗ»? Корпус для сборки автобусов «Альтерна» стал производственной площадкой для их изготовления. Но случится это событие только через 10 лет.
Предпосылки к производству троллейбусов
В истории очень мало примеров, когда производители автобусов делали хорошие троллейбусы. В основном этим занимались специализированные производства: «ЗиУ» (нынешнее ЗАО «Тролза») из города Энгельс, чешский Škoda и другие. При всех недостатках автобусов «ЛиАЗ-5256», выпускавшихся в начале 90-х годов, кузов машины был очень хорош. Его использовал завод МТРЗ для производства собственных троллейбусов, но из-за отсутствия должной поддержки от Мосгортранса сотрудничество с ЛиАЗ постепенно сошло на нет.
После возрождения завода в 2000 году было налажено сотрудничество с ВЗТМ, куда начали поставлять кузова «ЛиАЗ-5256». Они намного превосходили по качеству «родную» продукцию волгоградцев, и постепенно ВЗТМ полностью перестроил технологию сборки троллейбусов под кузов из Ликино. Немногим позже ЛиАЗ начал подготовку производственной площадки для самостоятельного выпуска троллейбусов. К 2005 году работы были завершены. К слову, вскоре после этого завод прервал сотрудничество с ВЗТМ, оставив коллег из Волгограда у разбитого корыта.