Пассажиры со стажем прекрасно помнят городской автобус «ЛиАЗ-677». У него есть собственная длинная история. Явные недостатки модели дали толчок разработке новой городской машины, которая велась параллельно с подготовкой Ikarus 200-й серии. В отличие от СССР, специалисты из Венгрии справились со своей задачей еще в начале 70-х годов, а аналогичная по компоновке модель 5256 от Ликинского автобусного завода встала в Советском Союзе на конвейер только в 1989 году. Опытные машины испытывали в городских условиях эксплуатации с 1982 года
Эволюция «ЛиАЗ-5256»
Изначально автобус 5256 серии проектировался под моторы «КамАЗ-740» (заднего расположения) и Raba-MAN (горизонтального расположения под полом кузова). Первые серийные машины отличала невысокая надежность, а произошедший вскоре развал СССР и блока СЭВ вкупе с жесточайшим экономическим кризисом не позволили довести разработку до ума. Нижней точкой этого пике стали пожар на заводе сборки моторов КамАЗ и последовавшее вскоре банкротство завода в 1997 году
Возрождение завода началось в 2000 году, модель 5256 стала основой программы производства. Модернизация предприятия и новые силовые агрегаты автобуса с моторами Caterpillar, Cummins, ЯМЗ и автоматической трансмиссией Voith позволили добиться надлежащих эксплуатационных характеристик. Окончательная версия стала базой для создания большого семейства транспортных средств, таких как:
- низкопольная модель 5292
- полунизкопольная модель 5293
- пригородные и междугородные автобусы на базе этих моделей
- сочлененный автобус 6212 на базе 5292 модели
- сочлененный автобус 6213 на базе 5293 модели
- троллейбусы серии 5280
В наше время модели 5256 серии и его потомки являются основным большим автобусом отечественного производства. Их объем выпуска превысил 25000 машин. Механизмы собирают также на заводе СВАРЗ. Весь модельный ряд автобусов дважды прошел рестайлинг в 2005 и 2010–2011 гг., поэтому внешний вид машин соответствует самым современным представлениям о дизайне
Настоящее автобусов ЛиАЗ
Официальный индекс базовой модели выглядит как ЛиАЗ-5256.00. Автобус с трехдверным кузовом рассчитан на 117 пассажиров, сочлененные модели вмещают в себя 170 человек. У последующих модификаций нули в индексе заменяются двузначным числом, указывающим на тип двигателя и назначение автобуса (городского, пригородного и междугородного сообщения или специальный). В начале своего выпуска 5256 модель соответствовала экологическим требованиям по стандарту «Евро-0», а последние модификации 5256.54, 5256.60 и другие отвечают «Евро-4». При этом автобусы оснащаются не только импортными моторами Cummins, но и отечественными ЯМЗ
Модель «ЛиАЗ-6212» (2004 год) с низким полом обеспечивает больше удобств пассажирам, прежде всего инвалидам-колясочникам. Перечисленные автобусы имеют большой потенциал для дальнейшей модернизации, что подтверждает их модельный ряд. После 2000 года предприятие поставило на конвейер 12 версий серии 5256 и 3 модификации 6212, не считая сочлененных моделей. Надежность автобусов подтверждается приличными гарантийными обязательствами – 150 тыс. км. пробега или 18 месяцев эксплуатации