Именно после компоновки многоместного конного экипажа и ДВС в единое целое появилось название «автобус». До этого при создании новых видов общественного транспорта экспериментировали с паровыми двигателями (англичанин Р. Тревитик в 1801 году), в 1886 в той же Великобритании появились предки автобусов с электромоторами. Через 9 лет в Германии завод «Бенц» построил первую машину с бензиновым движком для перевозки восьми пассажиров. Отсюда и берет свое начало история этого транспорта в его современном понимании.
Лондон – первый город с регулярными автобусными маршрутами
Первые автобусы использовались в качестве альтернативы конным экипажам и курсировали на коротких пригородных маршрутах. В России такой «перевозчик» появился в Архангельске в 1907 г., а через 4,5 месяца новым видом транспорта могли воспользоваться жители Санкт-Петербурга. Однако пионером регулярных пассажирских перевозок на автобусах стал Лондон, где в апреле 1903 года появились регулярные маршруты. С историей развития общественного транспорта лучше всего познакомиться, посетив London Transport Museum.
Англичане с их знаменитыми лондонскими double-deckers стали законодателями мод в производстве автобусов, и в настоящее время двухэтажные машины популярны не только на Британских островах. Первый регулярный маршрут в Москве появился в 1924 году, обслуживали его английские агрегаты Leyland в количестве 8 единиц. В наши дни автобусы являются одним из основных видов общественного транспорта для городских, пригородных и междугородних пассажирских перевозок. Во многих случаях у них нет другой альтернативы, подтверждением чему служит мировая практика использования таких многоместных машин.
Перспективы современного общественного транспорта
Власти крупных городов всех стран и континентов всячески поощряют развитие общественного транспорта, который призван поднять уровень жизни населения. С этой точки зрения у автобусов прекрасные перспективы. Возможно, они будут выглядеть иначе, использовать другие источники энергии, но с городских улиц никуда не денутся. Если сравнить машины сегодняшнего дня с техникой начала прошлого века, разница между ними не менее разительна, чем самые смелые фантазии о транспорте будущего:
- скорость движения – 20 км/час на заре появления и 160 км/час на современных междугородних маршрутах;
- количество перевозимых пассажиров – 8 ранее и до 250-300 человек сейчас;
- комфортабельность – нет базы для сравнения.
Современные автобусы располагают большими возможностями. Например, самый продолжительный регулярный маршрут (5455 км) соединяет города Брисбен и Перт в Австралии. Он пересекает территории с экстремальными климатическими условиями, но пассажиры не испытывают при этом ни малейшего дискомфорта. В скором времени в Европе ожидается появление городских автобусов DAF вместимостью 350 человек, проводятся испытания машин с гибридными силовыми установками. Эти проекты обязательно станут реальностью еще при жизни нашего поколения, так же как мобильная связь, персональные компьютеры и многое другое.