Конструкторы автомобилей всегда пытались заглянуть в будущее. В отличие от современности, когда инженер имеет возможность создать 3D-симуляцию автобуса будущего, конструкторам прошлого приходилось воплощать свои идеи в металле. Благодаря этому до нас дошли многие модели 30-50-х годов прошлого века, которые и в наше время выглядят машинами завтрашнего дня. Жители современных городов воспринимают общественный транспорт как должное и быстро привыкают к уникальным образцам трамваев, вагонов метро и автобусов.
Современные автобусы или всему свое время
Людей, помнящих недавнее прошлое автобусов, еще много. Современные машины кардинально отличаются от них уровнем комфорта, вместимостью и безопасностью. По этим параметрам многоместные машины с каждым годом приближаются к легковым автомобилям и составляют им серьезную конкуренцию, что особенно заметно по транспорту для междугородного сообщения. С этой точки зрения интересна реакция жителей городов США, где местные власти серьезно взялись за развитие сети автодорог и прокладывание оптимальных маршрутов.
Еще в 2001 году властям Лас-Вегаса был предложен концепт Civic, сочетающий в себе свойства трамвая и традиционного автобуса. В результате проведенных испытаний от первоначальной идеи пришлось отказаться, зато сегодня по улицам столицы игрального бизнеса ходят огромные вместительные машины футуристического дизайна.
Повышение комфорта и перевод автобусов на альтернативные виды топлива станет ближайшим их будущим. Над этим работают ведущие производители, представляющие свои разработки на различных выставках – например, Iveco Bus в Бельгии на выставке Busworld 2013. Автобусы Scania OmniLink, чей концепт с двигателем, работающим на газе, был представлен в 2007 году, сегодня завоевали Австралию, куда уже поставлено более 2300 единиц техники.
Концепты, поражающие воображение
Большинство задумок существует в виде компьютерных моделей. Среди них Willie дизайнера Тэда Орловски, который предложил использовать вместо стекол LCD-экраны. По оценкам экспертов, при сегодняшнем уровне развития технологий такой автобус обойдется в кругленькую сумму, но сама идея впечатляет. Другой инженер Вобо Оскельза, проживающий в Нидерландах, свою идею воплотил в металле. Его Superbus привлек внимание арабских шейхов, которые всерьез обсуждают идею использования гигантского лимузина на 23 места для обслуживания маршрута «Дубаи – Абу-Даби». Машина на электротяге развивает скорость до 250 км/час.
Намного практичнее и реалистичнее выглядит китайский проект 3D Express Coach. Это будет double-decker, занимающий две полосы шоссе стандартной ширины. Пассажиры будут занимать верхнюю палубу, а корпус под ней будет представлять собой тоннель для пропуска автомобилей высотой до двух метров. Передвигаться такой автобус станет со скоростью до 60 км/час, а источником энергии для него станут солнечные батареи. Еще один концепт Credo E-Bone дизайнера Петера Симона из Венгрии отличает необычный внешний вид, напоминающий большую кость. В качестве топлива машина должна использовать водород в комбинации с литий-ионными аккумуляторами, вмонтированными в крышу.