Первые 21 год своего существования завод в Ликино никак не был связан с автомобильной промышленностью. Вступивший в строй в 1937 году как организация по облагораживанию древесины (ЛОЗОД), он через 8 лет стал машиностроительным предприятием (ЛиМЗ). Только в 1958 году его начали готовить под производство городских автобусов большой вместимости, после чего завод получил нынешнее имя. В самом начале 1959 года здесь были собраны первые автобусы «ЛиАЗ-158».
Начальный период истории ЛиАЗа
Середина и конец 50-х годов отмечены началом масштабного строительства жилья, когда в городах СССР стали появляться свои «Черемушки» – спальные районы с большим пассажиропотоком, который имеющиеся в наличии модели автобусов не в состоянии были обслужить. Перед автозаводом ЗиЛ была поставлена задача разработать транспорт большой вместимости, результатом чего стала модель «ЗиЛ-158», поставленная на конвейер в 1957 году. Необходимость наращивания производства грузовых машин вынуждала перенести изготовление автобусов в другое место, и площадкой был выбран подмосковный ЛиМЗ.
Модель автобуса получила официальное название «ЛиАЗ ЗиЛ-158», в 1961 году была модернизирована («ЛиАЗ-158В») и выпускалась до января 1971 года. Однако вместимость машины оставалась недостаточной, и перед КБ завода поставили задачу подготовить модель для 100 пассажиров. В 1962 году появился прототип машины, которая позднее получила название «ЛиАЗ-677», но только в 1967 году было налажено ее серийное производство. С этого момента начался новый этап истории ЛиАЗа, когда он превратился в ведущего производителя городских автобусов в СССР.
Начало, расцвет и закат эпохи «ЛиАЗ-677»
Длительная подготовка «ЛиАЗ-677» к производству не могла не сказаться на судьбе этого транспорта. Уже к началу массового производства он был морально устаревшим, но его выход на городские маршруты совместно с автобусами «Икарус» позволил решить основные проблемы пассажирских перевозок. В начальные годы производства «ЛиАЗ-677» не отличался надежностью, из-за чего продлили выпуск модели «ЛиАЗ-158В». Его неоднократно модернизировали, и в 1982 году модель получила обозначение «ЛиАЗ-677М». Свой окончательный вид автобус обрел в 1986 году и производился до 2002 года, но уже без участия Ликинского автобусного завода.
В 1986 году приступили к серийному производству более комфортабельного и вместительного автобуса «ЛиАЗ-5256», который с течением времени должен был полностью заменить «ЛиАЗ-677". Распад СССР больно ударил по многим отраслям промышленности. На заводе ЛиАЗ перед этими событиями ежегодно собирали не менее 10 тыс. машин. Резкое падение спроса вызвало на заводе непреодолимые проблемы. Конвейеры остановились в 1996 году, а на следующий год предприятие прошло процедуру банкротства. Возрождение ЛиАЗ связано с его вхождением в компанию «Русские автобусы» (2000 год), а впоследствии – в «Группу ГАЗ» (2005 год).
Новая история ЛиАЗа
Она началась с полного отказа от производства автобусов старой компоновки. Переднее расположение двигателя стало тупиковым направлением изготовления автобусов большой вместимости. Начиная с 2003 года появились конкурентоспособные модели машин «ЛиАЗ-5292», «ЛиАЗ-5293» и сочлененные «ЛиАЗ-6212», «ЛиАЗ-6213». На их базе в течение 2005-2012 годов изготавливали троллейбусы. Мощность линии позволяла собирать 500 машин в год, однако за все время на заводе было собрано всего лишь около 200 троллейбусов, после чего их производство было свернуто.

Завод участвовал в программе «Сочи-2014», а также выполнял крупные заказы по обновлению автобусного парка. Например, 642 машины были изготовлены в течение 2008-2012 годов для Санкт-Петербурга. ЛиАЗ в 1976 году был награжден Орденом Трудового Красного Знамени, выпустил более 194 тыс. единиц только модели ЛиАЗ-677. Все это история, которой можно гордиться, но не подменять ею сегодняшний день и будущее. Завод дважды возрождался – после войны и после «клинической смерти» 1996 года. Надеемся, теперешняя работа ЛиАЗа обойдется без подобных событий.