Автозавод МАЗ в Беларуси – один из немногих примеров удачной интеграции промышленных гигантов бывшего СССР в современные экономические реалии. В настоящее время здесь производят широкий спектр техники, в том числе автомобили средней и большой грузоподъемности, тягачи для автопоездов, автобусы и микроавтобусы, троллейбусы и спецтехнику.
Славное прошлое – от первого «МАЗ-205» до первого миллиона
На месте будущего автозавода ранее находились ремонтные павильоны 26-й танковой дивизии РККА. В период немецкой оккупации здесь ремонтировали танки и автомобили вермахта. Строительство нового завода начали в августе 1944 года, параллельно собирали грузовики GMC и Studebaker из поступающих по ленд-лизу узлов. В конце 1948 года началась современная история предприятия – серийное производство автомобилей:
- 1948 год – пуск первой очереди серийной сборки грузовиков «МАЗ-205»;
- 1950 год – пуск второй очереди, после чего завод достиг проектной мощности 15000 автомобилей в год;
- 1951 год – коллектив предприятия превзошел проектную мощность, изготовив 25000 грузовиков;
- в 1958 году начата подготовка к выпуску грузовиков семейства «МАЗ-500», которые пошли в серию в 1966 году;
- 1976 год – массово выпускаются машины серии «МАЗ-5335»;
- 1989 год – 14 апреля с конвейера сошел миллионный автомобиль.
Трудовые достижения коллектива отмечены двумя орденами Ленина (1966 и 1977 годы), орденом Октябрьской Революции (1971 г.), а также наградами престижных промышленных выставок, в числе которых «Брюссель-1958», «Пловдив-1983» и другие. Отдельного упоминания заслуживает выставка 1988 года в Париже с демонстрацией концепта «МАЗ-2000» под названием «Перестройка». В силу известных событий автомобиль не пошел в серию, но патент на его кабину был приобретен корпорацией Renault, и сегодня в ее тягачах используется конструкция, изобретенная именно инженерами МАЗа.
Достойное настоящее и перспективное будущее «БелавтоМАЗа»
В настоящее время в состав объединения входят Минский и Могилевский автозаводы, совместное предприятие «МАЗ-МАН», а также мощности по производству автобусов, троллейбусов, прицепов, моторов и проч. Новейшую историю автозавода открыл серийный выпуск автомобилей семейства «МАЗ-5440», начавшийся 11.03.1997, а уже к концу года их технические характеристики были доведены до уровня европейских требований того времени. Сейчас техника соответствует требованиям «Евро-3», «Евро-4» и «Евро-5».
Специалисты объединения «БелавтоМАЗ» оперативно реагируют на современные тенденции. На конвейерах собирают 300 модификаций грузовиков, тягачей и самосвалов, 40 вариаций троллейбусов, городских и междугородных автобусов, примерно 120 видов прицепов и полуприцепов для автопоездов, на шасси МАЗ конструируют 20 моделей спецтехники. В качестве примера успехов предприятия назовем такой факт: на выпуск первой тысячи автобусов заводу потребовалось 7 лет (1993–2000 гг.), через 6 лет было собрано 4000, а еще через 3 года – 5000 машин. Руководство полностью сохранило социальную инфраструктуру для своих работников. У предприятия есть множество достижений, дающих повод для гордости и уверенности в перспективном будущем.
![МАЗ-5335](/images/stories/eto_interesno/1321860204_maz.jpg)
![МАЗ-5335](/images/stories/eto_interesno/PICT4176.jpg)
![МАЗ-5335](/images/stories/eto_interesno/Perestroika_06.jpg)